Организация работы с семьёй как ближайшим социальным окружением ребёнка с ОПФР
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему...
С.Бранд
Педагогами нашей школы накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей с особенностями психофизического развития. Мы используем различные формы и постоянно совершенствуем содержание этой работы, стремимся добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка как в школе, так и в семье. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в школе, какой бы высокой ни была квалификация специалистов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе!!!
Работу с родителями мы осуществляем поэтапно.
Первый этап - ознакомительный, который подразумевает пропаганду школы, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. Одним из современных рекламных средств нашей школы является презентация образовательного учреждения в электронном виде и наличие собственного сайта в интернете.
Второй этап – диагностический. Этот этап включает социологическое, психологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью. Работа специалистов школы на данном этапе позволяет определить направление взаимодействия с конкретной семьей, выявить проблемы семьи и выбрать адекватные способы и средства помощи.
Третий этап – психолого-педагогическое просвещение. Работа на данном этапе представляет планирование форм, направлений взаимодействия с родителями.
Это и тематическая наглядная пропаганда, родительские собрания, заседания, консультирование родителей.
Четвертый этап – этап практической деятельности родителей в образовательном процессе школы. Он включает совместные мероприятия для детей, поддержка и помощь в благоустройстве территории школы, воспитательно-образовательная и досуговая работа с детьми.
В нашей школе используются всевозможные формы педагогического просвещения родителей:
- наглядная пропаганда;
- посещение семей;
- коллективные беседы, собрания;
- индивидуальные беседы, консультирование;
- воспитательные мероприятия.
Представим перечисленные формы работы с родителями более подробно.
Наглядная пропаганда – это печатная информационная продукция для родителей. То есть стенды, папки - передвижки, фотовыставки, буклеты,памятки, визитки.
Одной из форм педагогического просвещения родителей являются беседы: ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические.
А также широко распространенной формой работы с родителями, которую мы используем - это индивидуальные или коллективные консультации, которые можно разделитьна две группы: по запросу и тематические.
Еще одна форма работы с родителями – это мероприятия, которые могут быть показательными или совместными.
Совместные мероприятия – это детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными усилиями педагогов и родителей.
Родительские собрания в нашей школе предполагают активное участие таких специалистов, как учитель-дефектолог, медицинский работник, педагог- психолог, педагог социальный, представители инспекции по делам несовершеннолетних районного отдела внутренних дел. Родительские собрания интересны для родителей тем, что здесь они не просто могут слушать предлагаемую им информацию, но и задавать вопросы, а соответственно и получить конкретные ответы на интересующие их вопросы.
В нашей школе большое значение отводится посещению и занятости учащихся в шестой школьный день. Мы планируем мероприятия субботнего дня для учащихся с учётом их интересов и пожеланий. При этом активно вовлекаем в совместную деятельность и их родителей.
От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия в образовательном процессе зависит общий результат.
Легко, если вместе!