Как адаптацию к пятому классу пройти успешно
Рекомендации родителям, классным руководителям и учителям предметникам 5-х классов
Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?
-
Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
-
Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
-
Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
Необходимо грамотно осуществлять:
-
Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
-
Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
-
Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
-
Ориентация на успех.
-
Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
-
Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
-
Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
-
Формирование общих учебных умений и навыков.
-
Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.
Рекомендации классным руководителям 5-х классов
Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
Рекомендации классным руководителям 5-х классов
-
На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
-
Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
-
Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.
-
Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
-
Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
-
Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
-
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
-
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
-
Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
-
Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
-
На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
-
Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
-
Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
-
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
-
Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
-
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
-
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
-
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
-
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
-
Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
-
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
-
Не допускайте педагогического манипулирования.
-
В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
-
Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
-
Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
-
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.