Воспитание культуры речи в семье
Речь - важное условие и средство коммуникации. Совершенная речь особенно необходима педагогам, людям других профессий, связанных с общением.
Культура речи включает дикцию – четкость произношения, орфоэпию – правильность (нормы) произношения, владение голосом, умение стилистически и логически строить высказанное.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении и встречаются в детском и подростковом возрасте. Они проявляются под влиянием различных неблагоприятных воздействий: подражания старшим, заболевания, отрицательных наследственных факторов, плохих социально – бытовых условий, дефицита общения, психических травм. Однако дефекты речи могут формироваться и в зрелом возрасте как следствие физического и психического переутомления, продолжительных голосовых нагрузок, различных заболеваний.
Как правило, люди редко имеют идеальные речевые данные. Причины отклонений от нормы бывают органическими и функциональными. К органическим относятся серьезные анатомо-физиологические нарушения механизма речи. Это несовершенство строения языка ( укороченная подъязычная связка, массивный язык и др.), недостатки зубочелюстной системы (открытый передний или открытый боковой прикус, слишком выдвинутая вперед верхняя челюсть, несовершенство строений небной занавески и др.). Функциональные причины (при нормальном физиологическом строении речевых механизмов) проявляются при нарушениях в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Тяжелые формы функциональных речевых нарушений так же трудно исправимы, как и органические.
Нарушения в произношении многообразны. Это дефекты звукопроизношения (дислалии, дизартрии), голоса (дисфонии), темпоритмической стороны речи (ускоренный темп – тахилалия, замедленный темп – брадилалия, заикание). Такие расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях.
Согласно статистике, количество речевых нарушений имеет тенденцию к увеличению. Так, например, в 90-е годы ХХ века в стране число людей, страдающих заиканием, превысило 5 млн.человек.
Поэтому работе по коррекции речи должно уделяться все большее внимание.
У взрослых можно говорить о самокоррекции. Без самостоятельной работы, без проявления личной заинтересованности, активности и инициативы самих обучаемых высоких результатов достичь невозможно.