СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Как управлять своими эмоциями
Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, чувства подростка чрезвычайно напряжены. Есть такое психологическое понятие, характерное для подростка - "аффект неадекватности" - бурная, неуправляемая реакция ребенка, не соответствующая по выраженности вызванному ее поводу. В основе этой реакции чаще всего лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой у подростков и высокому уровню притязаний.
Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Он включает в себя перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без определенных причин.
5 способов управления своими эмоциями:
- Прежде чем что-то сказать или сделать, сделайте глубокий вдох и медленно выдохните, мысленно досчитайте до 10. Способ очень эффективный, не стоит им пренебрегать. Пока вы считаете до 10, заставляя тем самым мозг переключиться, вы немного успокаиваетесь.
- Подумайте о чем-то приятном: о значимом для вас человеке, о родителях или друзьях – о чем угодно, лишь бы эти мысли давали вам положительный настрой и теплоту. Можно вспомнить какое-то радостное событие или воспроизвести в памяти приятный запах или любимую мелодию.
- Положите ладонь на грудь, чтобы почувствовать свое сердцебиение. Постарайтесь сосредоточиться на нем. Глубоко дышите. Вскоре вы заметите, что пульс замедляется, а это значит, что кризис позади.
- Проговорите вслух то, что вы чувствуете. Это поможет справиться с нарастающей тревогой или гневом. Если ситуация не позволяет этого сделать (например, вы в комнате не одни), то можете обратить это в шутку, сказав: «О, это уже слишком для моего тонкого душевного мира». Тем самым вы сможете разрядить обстановку.
- Если вы испытываете сильное волнение (например, выступая перед многочисленной аудиторией), возьмите в руки ручку. Это проверенный прием всех ораторов и общественных деятелей: ручка, зажатая в руках, создает иллюзию барьера (защищенности) и помогает казаться собранным. Безусловно, если вы, охваченный волнением, будете теребить пуговицы пиджака или перебирать два листа бумаги на столе, публика это заметит, а вот обычную ручку в ладонях никто не посчитает чем-либо странным.
Хотите ли вы научиться чувствовать уверенность в своем эмоциональном состоянии и больше не задаваться вопросом, как контролировать эмоции?
Тогда вам нужно научиться сохранять психологическое равновесие. Оно достигается за счет умения предотвращать кризисные ситуации и переключаться на другие мысли.
Рекомендации:
1. Не принимайте близко к сердцу чужие проблемы. Сочувствие должно выражаться в словах поддержки и предложении помощи, а не в проливании слез совместно с пострадавшим. Ваши переживания не принесут пользы ни ему, ни вам.
2. Лучше узнайте себя. Что именно раздражает вас? Что выводит из равновесия? Старайтесь избегать подобных ситуаций, чтобы не провоцировать выброс адреналина и эмоциональную нестабильность.
3. Заведите собственные расслабляющие ритуалы. Например, можно создать ритуал перед сном: принятие теплой ванны или чтение любимой книги помогут вам расслабиться и переключиться на более размеренный ритм, что поможет быстрее уснуть.
4. Высыпайтесь. Недостаток сна вызывает быструю утомляемость и раздражительность.
Как пережить обиду?
Что такое обида?
В общих чертах чувство обиды можно описать как болезненное переживание человека (обиженного), связанное с его игнорированием или отвержением партнерами по общению. Это переживание всегда связано с неоправданными ожиданиями и направлено на другого конкретного человека (обидчика).
Мы чувствуем себя ущемленными, когда не получаем уважения, которое по своему ощущению заслуживаем. Когда кто-то забывает о нашем дне рождения, не перезванивает, не зовет на прогулку. Нам нравится думать о себе как о бескорыстных людях, всегда готовых предложить помощь, но чаще мы обижаемся и думаем о том, что нас использовали, когда человек, которого мы угостили или оказали услугу, уходит, не сказав спасибо.
Самые частые причины обид
Быть исключенным (не приглашенным на прогулку, куда позвали других).
Быть забытым (кто-то из близких забыл поздравить вас с днем рождения или старый друг при встрече не узнал).
Быть незамеченным (кто-то не ответил на приветствие, друг не перезвонил или не ответил на сообщение).
Быть отвергнутым (кто-то отказал в просьбе).
Когда ваша услуга, одолжение или поддержка не оценены человеком, который принял помощь.
Когда люди грубы и бесцеремонны, например кто-то протискивается вперед или толкает, не принося извинений.
Как справиться с обидой
1. Признайте, что чувствуете боль.
2. Посмотрите на ситуацию с точки зрения другого. Он действительно хотел задеть или вы неправильно истолковали ситуацию?
3. Не прокручивайте болезненную ситуацию в голове.
4. Если вы готовы сорваться, возьмите паузу и подумайте, каковы будут последствия.
5. Практикуйте медитацию или другие методы релаксации, чтобы чувствовать уверенность и спокойствие.
6. Помните, что уважаете и цените себя и никто другой не властен вас обидеть.
А хотят ли вас обидеть?
Что сделать, чтобы быть менее уязвимыми для обид?
По мнению психолога-консультанта по личным проблемам Кена Кейса, первый шаг – согласиться с тем, что мы чувствуем боль. Кажется,это легко, но в реальности куда чаще мы зацикливаемся на мысли, какой это гадкий, злой человек – тот, кто нас обидел. Признание своей боли прерывает навязчивое проигрывание ситуации (а именно оно и наносит нам самый большой вред, потому что позволяет обиде разрастаться сверх меры).
Кен Кейс подчеркивает важность «пространства ответа». Прежде чем реагировать на обиду, подумайте о последствиях. Помните, что с теми, кто легко обижается, окружающим не комфортно. Если чувствуете себя ущемленным, потому что ждали определенной реакции, а она не последовала, возможно, причина в завышенных ожиданиях, которые нужно изменить.
«Часто обиды возникают из-за неправильного прочтения ситуации, – развивает эту мысль психолог Эллиот Коэн – если кто-то не замечает вас, возможно, вы относите на свой счет то, что не имеет к вам отношения. Попробуйте взглянуть на ситуацию с позиции того, кто, как вам кажется, пренебрегает вами. Может, он просто спешил или не увидел вас. Повел себя легкомысленно или был невнимателен оттого, что погрузился в свои мысли. Но даже если кто-то действительно груб или невежлив, на это тоже может быть причина: возможно, человек расстроен или чувствует в вас угрозу.
Когда мы чувствуем обиду, кажется, что оскорбление нанесено извне, но в конечном счете мы сами позволяем себе чувствовать обиду. Как мудро высказалась Элеонора Рузвельт, «никто не заставит вас чувствовать себя неполноценным без вашего согласия».
Конфликт и выход из него
Конфликт – это столкновение противоположно направленных социальных ролей, позиций и интересов, сопровождаемое острыми негативными эмоциями одной или нескольких сторон.
Выход из конфликта
Совет 1:Как вести себя в конфликтной ситуации
Не бывает жизни без конфликтов. В семье или в процессе общения с друзьями периодически возникают разногласия, которые порой перерастают в конфликтную ситуацию. Можно научиться разрешать такие моменты с наименьшими потерями для отношений.
При возникшем конфликте сохраняйте спокойствие и дайте возможность другому высказаться. Не перебивайте и не комментируйте его высказывания. Терпеливо выслушайте все его претензии и заявления. После этого спадет внутреннее напряжение обоих участников, и можно переходить к следующей стадии.
Попросите собеседника обосновать претензии. Только не позволяйте ему снова переходить на эмоции, тактично направляйте его на разговор по существу.
Разрядите обстановку - вызовите у человека положительные эмоции. Можно рассказать уместный анекдот или напомнить собеседнику о прежних хороших отношениях.
Не обостряйте обстановку своей отрицательной оценкой ситуации, лучше упомяните о своих чувствах. Скажите, что расстроены произошедшим.
Старайтесь совместными усилиями обозначить проблему спора и конечный результат его решения. Нередко бывает так, что двое людей по-разному видят суть одной и той же проблемы. Придите к единому пониманию и найдите общие пути выхода из данной ситуации.
Во время беседы дайте собеседнику возможность почувствовать ваше уважение. Подчеркнуть внимание к его персоне можно с помощью фраз: «Есть ли у тебя другая точка зрения», «Давай уточним, правильно ли мы понимаем друг друга». Такое уважительное отношение уменьшит его агрессию.
Не бойтесь извиниться, если вы не правы. Признание ошибок - это не проявление слабости. Напротив, на извинения способны умные и зрелые люди.
Как бы не разрешился конфликт, сохраните отношения. Ситуация меняется, а люди остаются. Несмотря на возникшие разногласия, выскажите надежду на дальнейшие хорошие отношения.
Совет 2: Как отвечать, если тебе хамят
Хамство окружающих встречается на каждом шагу. Неудовлетворенность, озлобленность, неуверенность в себе заставляет некоторых людей грубить, повышать голос, нападать словесно. Главное, не довести конфликт до скандала, при этом отстояв свою точку зрения.
1. Очень часто хамство встречается в сфере обслуживания. Продавцы в магазинах, кассиры очень не любят претензий, чаще всего справедливых, в свой адрес. Если на ваш вопрос или просьбу кто-то начал хамить в ответ, просто попросите позвать администратора или директора. Обычно этого бывает достаточно, чтобы умерить пыл оппонента.
2. Самое сложное, когда хамят близкие люди. В ответ на ругань не стоит повышать голос. Спокойно попросите сесть рядом и поговорить. Найдите добрые слова, чтобы человек раскрылся и доверился вам. Спросите, что случилось и чем он не доволен. Выяснив причину раздражения, проще найти выход из конфликта.
Обратите внимание
Чтобы не ввязываться в конфликт, отреагируйте на хамство нестандартно. Например, засмейтесь. Это введет оппонента в ступор, а вы спокойно продолжите свой путь.
Полезный совет
Прежде чем ответить хаму, досчитайте до десяти. За это время в голову придут нужные аргументы, а эмоции немного утихнут.
Азбука профессионального самоопределения личности
Профессиональное самоопределение личности – это процесс выбора профессии, отражающийся в ее профессиональных планах, намерениях и завершающийся с их реализацией. Кроме интересов, способностей, личностных особенностей и ценностных ориентаций, в которых отражаются личный и социальный аспекты профессионального самоопределения, большую роль в принятии решения играет оценка своих возможностей.
Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.
Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
Попробуй протестироваться у социального педагога или педагога-психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы.
Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Быть подростком нелегко… Трудный возраст, когда ты уже далеко не маленький, но еще и не совсем взрослый. Когда хочется вовсю принимать решения и быть самостоятельным, но даже оставаясь наедине с самим собой, не всегда можешь понять, чего же ты хочешь.
7 шагов к взвешенному решению:
- Составь список подходящих для тебя профессий. Напишите все профессии, которые тебе нравятся и интересны.
- Составь описание своей будущей профессии, какой ты ее видишь. Попробуй составить список требований к выбираемой профессии по плану:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.
- Выясни, насколько все перечисленные требования значимы для тебя, что в будущей профессии для тебя будет наиболее важно.
- Оцени свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Проанализируй, развиты ли у тебя профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
- Подсчитай и проанализируй результаты. Подумай, какая профессия из всего списка больше других подходит тебе по всем пунктам.
- Проверь результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсуди свое решение с родителями, классным руководителем, педагогом социальным, психологом.
- Итак, решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.
Успехов в выборе профессии!
Советы сдающим экзамены
• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
• Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
• Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
• Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
•В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
• Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Во время тестирования
• В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
• Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
• Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
• в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "X" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
• в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
• в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
•В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
•При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
•Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
•Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Передам, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
•Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
•Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
•Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
•Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
•Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
•Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
•Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами заметить явные ошибки.
•Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
•Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.