Рекомендации
Актуальные формы и методы
совершенствования профориентационной работы
в учреждениях общего среднего образования
В новом учебном году необходимо содействовать совершенствованию профориентационной работы, внедрению новых подходов к ее организации.
К структурным составляющим системы профориентационной работы можно отнести следующие:
профпросвещение (информирование о профессиях, их востребованности в обществе, о путях получения профессий; обеспечение выпускников учреждений общего среднего, специального образования необходимой информацией о «современном облике» профессий и возможностях карьерного роста);
профдиагностика (изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся; мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению; получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения сферы будущей профессиональной деятельности);
консультирование (формирование у учащихся мотивационной основы для получения профессионального образования);
трудовое и профессиональное воспитание (определение индивидуальной образовательной траектории, воспитание профессиональных интересов, уважения к труду и профессии);
профессиональный отбор (определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями);
профессиональная и социальная адаптация (формирование у учащихся социальных и профессиональных качеств, потребности в активном творческом труде, достижении высшего уровня профессионализма);
психологическая помощь (применение форм и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры; содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов).
Актуальными формами и методами формирования у обучающихся интереса к профессиональному труду являются факультативные занятия, работа объединений по интересам, дни открытых дверей, экскурсии на предприятия, организация временной трудовой занятости, участие обучающих в общественно полезном труде, психологические занятия, тренинги, профориентационные игры, профинформирование с активным использованием информационных технологий и интернет-ресурсов и др.
Необходимо усилить работу по профессиональной ориентации обучающихся специалистам СППС учреждений общего среднего образования по таким направлениям, как психолого-педагогическая диагностика, коррекция личностного развития с целью подготовки к будущей профессиональной деятельности, оценка возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления, морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, широкое психолого-педагогическое просвещение родителей.
У старших школьников наиболее востребованы деловые игры как способ активации личностного потенциала участников, знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, введение их в профессиональное поведение. В процессе активной работы идет выработка определенных моделей эффективной учебной и профессиональной деятельности, происходит подтверждение успешности обучающегося, изменение качества поведения в проблемных ситуациях на основе стимулирования социально одобряемой деятельности.
Включение учащихся в проектную деятельность способствует их подготовке к активной преобразующей деятельности в социуме. Особенно актуальной социально значимой проблемой это становится для села, где важно подготовить жителей, способных оздоровить сельский социум и возродить деревню, чтобы в будущем обеспечить ей благополучие и процветание. Посредством участия в социальных, экономических или финансовых проектах школьники приобретают опыт создания бизнес-моделей.
Стремление к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям, интересам обучающихся и потребностям общества, развивается также через спектр интерактивного взаимодействия с миром. Участвуя в интерактивном занятии обучающиеся приобретают навыки коллективного взаимодействия, сотрудничества, умения самопрезентации, учатся высказывать собственное мнение, отстаивать свои идеи по решению проблем современности, проявлять социальную активность, готовность к профессиональному выбору и дальнейшей социально-экономической деятельности.
Молодежное волонтерство как технология воспитания социальной активности человека – еще один способ социально значимой деятельности, позволяющий подросткам участвовать в реальных проектах, приобретать трудовые навыки, получать знания и профессиональный опыт. Включаясь в реальную добровольческую деятельность учащиеся овладевают новыми знаниями. При этом происходит формирование конструктивного критического мышления, учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Проводимые мероприятия способствуют формированию у них представления о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также подтверждению позитивного образа «рабочих», «интеллектуальных», «социальных» и т.п. профессий.
В настоящее время во всех регионах страны появились небольшие учебные бизнес-компании. В учреждениях образования развивается новое движение – JuniorSkills, направленное на раннюю профориентацию, вовлечение обучающихся в мир профессий, оказание помощи в выборе дальнейшего профессионального пути. Рекомендуется продолжить работу в этом направлении.
Профориентационная работа должна стать обязательным направлением деятельности учреждений образования в шестой школьный день и осуществляться с учетом запросов и потребностей учащихся.
Необходимо устанавливать контакты учреждений общего среднего образования через заключение договоров с учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования с целью задействования ресурсов этих учреждений в организации профориентации школьников (приглашение на профориентационные мероприятия представителей профессорско-преподавательского состава, ученического и студенческого актива; проведение тематических экскурсий и «дней открытых дверей», мастер-классов, других совместных профориентационных мероприятий; шефская помощь; сетевое общение, деятельность объединений по интересам трудовой направленности («Умелые руки», «Реальное дело», «Готовим сами», «Учимся шить», «Хозяюшка» и др.), организацию учебных бизнес-компаний в учреждениях общего среднего образования и др.).
В организации профориентационной работы рекомендуется использовать пособие «Формирование предпринимательских компетенций и навыков деловой активности обучающихся как основы профессионального выбора»[1]. В издании представлены материалы по формированию предпринимательских компетенций и навыков деловой активности обучающихся как основы профессионального выбора, которые прошли апробацию на базе инновационных площадок Гродненской области, реализующих проект «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства».
Учреждениям образования сегодня необходимо знакомить детей с перспективным образом жизни и хозяйствования на селе, формировать желание жить на родной земле и мотивацию к высокотехнологичному труду, приобщать к миру современных аграрных профессий и востребованных на селе типов занятости.
Перспективным представляется российский опыт создания детских образовательных агропарков как специально организованной среды, в которой у школьников есть возможность непосредственного знакомства и освоения современных агротехнологий, погружения в инновационный образ жизни на селе, приобретения компетенций агроэкономики, знаний и мотивации к творческой, продуктивной самореализации в сельском социуме.
Подобные модули-площадки обязательно должны быть высокотехнологичными (детей, как подчеркивал еще А.С.Макаренко, воспитывает только передовой, эстетичный труд), поэтому они должны создаваться в тесном партнерстве с представителями агробизнеса. Также крайне важно, чтобы они отвечали критерию экологичности.
Детский образовательный агропарк может быть создан на базе сельской школы; на базе детских оздоровительных лагерей, которые принимают смены сельских детей и включают их в образовательные программы агропарка.
Формами и технологиями образовательной деятельности в детском агропарке могут быть просветительские и образовательные экскурсии, мастер-классы и консультации специалистов, учебные исследования, учебные игры (ролевые, деловые, ситуационные, имитационно-производственные), учебные проекты, профессиональные пробы, социально-образовательные проекты, выставки, ярмарки, конкурсы, фестивали, учебные бизнес-компании и др.
Важная роль в этой профориентационной работе отводится учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, которые как никто другой могут создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, сформировать знания об отраслях экономической деятельности, о перспективах профессионального становления.
Заслуживает распространения опыт реализации в 11 учреждениях образования инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной подготовки учащихся в процессе взаимодействия учреждений общего среднего и профессионального образования, семьи и социума». Ведущая идея проекта ‒ системное и целенаправленное использование потенциала урочных и внеурочных занятий в учреждениях общего среднего, профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи для формирования навыков профессионального выбора учащихся, с учетом их потребностей и возможностей, а также социального заказа.
Работа в рамках данного проекта осуществляется на диагностической основе, с соблюдением системности и непрерывности (с 1 по 11 классы), с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. По материалам диагностики в учреждениях образования проводятся психолого-педагогические консилиумы педагогов, психологов, медиков и родителей с целью определения соответствия выборов и возможностей учащихся к изучению определенных сфер деятельности и отдельных профессий.
В каждом учреждении образования на основе общей модели разработаны собственные модели профориентации учащихся с учетом запросов учащихся, региональных потребностей и возможностей, разработаны планы их практической реализации, изучаются возможности и опыт близлежащих учреждений профессионального и дополнительного образования детей и молодежи, предприятий, семей и социума. С рядом учреждений и предприятий составлены договора и программы сотрудничества, разработаны и реализуются графики совместной практической работы: проведения экскурсий, творческих встреч с мастерами труда на их рабочем месте, организации профессиональных проб ознакомительного и практического характера, а также профессионально-ориентированных проб с учетом выбора учащимися предполагаемой сферы деятельности.
В отдельных учреждениях образования профессиональные пробы учащихся мастерами и преподавателями профессиональных лицеев организованы непосредственно в школах. Заслуживает внимания опыт организации профессиональных проб на базе школы силами родителей или приглашенных специалистов по субботам и в каникулярное время, особенно с целью ориентации на рабочие профессии и профессии агропромышленного комплекса.
Разработана тематика и определены основные направления научно-методической работы с целью повышения квалификации педагогов – участников инновационной деятельности по теме проекта, проводятся семинары-практикумы по освоению и целенаправленному применению инновационных подходов и современных образовательных технологий в поэтапной работе по профориентации учащихся на базе РИПО, профессиональных лицеев и центров дополнительного образования детей и молодежи.
Изучается и актуализируется опыт учителей-предметников по более системному и целенаправленному использованию для профориентации учащихся содержания и методики проведения учебных и факультативных занятий, составляются банки учебных и творческих заданий профориентационной направленности, организуется проектная и исследовательская работа учащихся. Педагогами учреждений общего среднего и профессионального образования, родителями, представителями различных профессий и специалистами градообразующих предприятий проводятся мастер-классы, организованы и успешно используются виртуальные и реальные кабинеты профориентации, ресурсы музеев, профессиональных лицеев района, библиотек и других учреждений социума. В учреждениях образования открыты консультационные пункты для учащихся, учителей и родителей по проблемам самоопределения, осознанного образовательного и профессионального выбора.
Заслуживает внимания опыт сотрудничества педагогического коллектива ГУО «Средняя школа №4 г.Жодино» с трудовым коллективом ОАО «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» и Жодинским профессиональным лицеем: специалистами завода и лицея проводятся целевые экскурсии, совместные педсоветы и родительские собрания по теме профессионального самоопределения учащихся, организуются встречи с трудовыми династиями завода, профессиональные пробы учащихся. В рамках сотрудничества с профессиональным лицеем и Светлогорским химкомбинатом в ГУО «Средняя школа №5 г. Светлогорска» введена должность специалиста по карьере[2].
Профориентационная работа должна стать прочным звеном эффективного взаимодействия системы непрерывного образования (учреждений дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального образования, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи), министерств и ведомств, государственных органов образования, здравоохранения, по труду и социальной защите, СМИ, семьи, общественных объединений, а также предприятий ‒ заказчиков кадров.
[1] Формирование предпринимательских компетенций и навыков деловой активности обучающихся как основы профессионального выбора / сост. : Г. Ф. Бедулина, Л. А. Кивлюк. – Минск : РИВШ, 2017. – 258 с. : ил.
[2] Опыт практической реализации данного инновационного проекта был освещен в “Настаўніцкай газете”: “Проба на прафесийную прыгоднасць” (2 сакавіка 2017 года); “На працу – з радасцю, з працы – з гордасцю” – забыты раней лозунг зноў набывае актуальнасць” (13 мая 2017 года).