Предупреждение насилия в семье
В Республике Беларусь пока нет отдельного закона о предотвращении домашнего насилия. Международные документы, применимые на территории Беларуси, имеют декларативный характер. Нормы Уголовного кодекса и кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях направлены не на предупреждение, а на ликвидацию последствий случившегося, и начинают действовать после факта совершения насилия. Белорусское государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия на этапе его предотвращения.
На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
1. Конституция Республики Беларусь;
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь;
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
5. Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
6. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
7. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».
РОДИТЕЛИ!!!
Не делайте детей заложниками своих вредных привычек
Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с ними.
Насилие в семье существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе.
Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.)
За совершение насилия в семье предусмотрена ОТВЕСТВЕННОСТЬ, в том числе и уголовная.
Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легких телесных повреждений (статья 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких.
За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».
Насилию, сопряженному с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения (наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок) подвергаются примерно 120 потерпевших, более 350 – насилию с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения (наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет).
Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей. Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.
Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните, каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.
В РЕШЕНИИ проблем НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Вам ПОМОГУТ:
Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.
О фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей можно сообщить по круглосуточной прямой телефонной линии Министерства внутренних дел по приему сообщений: 8017-372-73-87
Профилактика насилия в семье
СЕМЬЯ – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю существования, но не всем удается ее сохранить.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ - умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).
МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ – ТОЛЬКО ТЕШАТСЯ?
БЬЕТ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТ?
Это давно не воспринимается обществом и Законом утвердительно. Насилие в семье приводит к тяжким последствиям, в том числе непоправимым.
За совершение НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ предусмотрена ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, в том числе уголовная.
Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легкого телесного повреждения (статья 153 Уголовного кодекса, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких.
За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».
Насилию, сопряженным с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения (наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок) подвергаются примерно 120 потерпевших, и более 350 – насилию с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения (наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет).
Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей. Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.
Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните: каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно. Остановить насилие в Ваших силах.
НЕ ДОПУСТИТЬ НАСИЛИЯ – СОХРАНИТЬ СЕМЬЮ!
Все люди имеют право на жизнь БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.)
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ – ЭТО НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
В подавляющем большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. В супружеских или партнерских отношениях могут присутствовать как все виды насилия, так и некоторые из них. Все пары и семьи спорят, но спор может перерасти в ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, если Ваш партнер выбирает насильственные способы разрешения конфликта.
Как не стать жертвой домашнего тирана?
Что делать, если в Вашей семье уже имеет место насилие?
1. Если сложилась критическая ситуация, то постарайтесь незамедлительно покинуть квартиру.
2. Попросите соседей, которым Вы больше других доверяете, чтобы они вызывали милицию, если услышат из Вашей квартиры крики.
3. В случае же, если Вы не можете выйти из квартиры, необходимо:
запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;
позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;
открыть окна, попытаться привлечь внимание прохожих;
если Вам удалось попасть на лестничную площадку, то звоните во все двери, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, это может остудить нападающего, а у Вас будут свидетели в случае, если вы обратитесь в милицию.
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
·открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
·угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
·замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
·преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
·ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
·однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
·отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
·неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, постоянные финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования;
негативные семейные традиции;
·нежелательный ребенок;
·умственные или физические недостатки ребенка;
·«трудный» ребенок.
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.
Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
- состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
- особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
- низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
- отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
- задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
- заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике насилия в семье
Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ
(для родителей)
Правило № 1
Реагируйте не на вес проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию — закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.
Правило № 2
Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.
Правило № 3
Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.
Правило № 4
Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.
Правило № 5
Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.
Правило № б
Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.
Правило № 7
Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.
Правило № 8
Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.
Правило № 9
Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.
Правило №10
Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно закрепляется информация: “Зол на кого-либо - ударь”.
СТРЕСС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Что такое стресс? Существует следующее определение стресса: «Стресс - (от англ. перегрузка) реакция организма на раздражающие факторы, которые проявляются в виде органических, физиологических, нервно-психических расстройств.
Все мы разные и реакции на стресс у нас тоже разные. Самое главное приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма.
Экзамены, это необходимый этап перед вступлением во взрослую жизнь. Для одних это проходит безболезненно, для других является первым серьезным испытанием, часто имеющим негативную, травмирующую окраску. Но симптомы стресса имеют и те, и другие.
Признаки стресса можно разделить на три категории: физическую, эмоциональную и поведенческую.
Физические признаки.
Бессонница
Головные боли
Запоры
Понос
Частое мочеиспускание
Усиление сердцебиения
Боли в животе
Тошнота или рвота
Потеря аппетита или постоянное чувство голода
Нарушение менструального цикла
Сыпь на теле
Кожный зуд
Эмоциональные признаки.
Импульсивное поведение
Пониженное настроение
Гнев
Нарушение памяти и концентрации внимания
Беспокойный сон (кошмары)
Необоснованная агрессивность
Раздражительность, частые слезы
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей
Импульсивное, непредсказуемое поведение
Поведенческие признаки.
Кручение волос
Кусание ногтей
Потеря интереса к внешнему облику
Морщение лба
Скрежетание зубами
Пронзительный нервный смех
Усиленное курение
Чрезмерное потребление лекарств
Притоптывание ногой или постукивание пальцем
Конечно, стресс не является болезнью, которую нужно лечить, но само пребывание в стрессовом состоянии довольно дискомфортно и от него хочется избавиться. Во время экзаменов стресс дезорганизует деятельность, понижается самооценка, появляется чувство неуверенности в себе. Естественно это не способствует успешной сдаче экзаменов. Поэтому важно уметь управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.
Пути предотвращения и преодоления стресса.
1.Обращайтесь к себе позитивно. Если вы что-то не успели выучить, то не стоит усугублять положение недостойными высказываниями в свой адрес.
2.Представляйте себе положительные результаты. Представляйте себе успех, то как будете рады вы и ваши близкие успешной сдаче.
3.Определите оптимальное время работы и наилучшую обстановку. Большинство из нас либо «совы», либо «жаворонки». Установите свое лучшее время и запланируйте как можно больше дел вокруг в его пределах,чтобы работать на пике ваших энергетических возможностей.
4.Во время подготовки к экзаменам, чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями, которые избавят вас от напряжения и беспокойства.
5.Поощряйте себя чем-либо после каждого выученного билета.
6.На время экзаменов отрегулируйте свой режим дня.
7.Разбивайте изучение большого объема материала на части, в таком случае он не будет казаться таким сложным и невыполнимым.
8.Во время подготовки к экзаменам очень важно овладеть техникой расслабления, ибо это даст вам возможность более спокойно воспринимать непредвиденные ситуации во время подготовки и сдачи экзаменов.
9. И последнее - это чувство юмора, ведь юмор - великий облегчитель стрессов и один из лучших способов избавиться от беспокойства.
Общие рекомендации выпускникам.
Не стоит относиться к экзаменам слишком серьезно. Ко всему происходящему с вами подходите с долей юмора и со здравым смыслом. Ведь даже в случае получения низкого балла, ничего катастрофического не произойдет. Все зависит от вашего восприятия, от отношения к экзаменам и к возможному поражению в целом.
Если вы плохо подготовились, то изначально не стоит рассчитывать на чудо, скорее всего вы получите то, что заслужили.
Другое дело, если в стрессовом состоянии вам так и не удалось обуздать эмоции и подавить страх, в результате низкий балл и отчаяние из-за провала. Примите произошедшее ни как поражение, а как шанс лучше узнать свои слабые стороны и, как возможность поработать над собой.
В конце концов, экзамены, каким бы серьезными они ни были, - не решают, по большому счету, вашу судьбу. Ее строите вы сами. И не следует забывать, что школа, техникум, институт, наконец, работа- это только часть жизни, одна из ее многочисленных граней.
Стресс - тоже часть жизни. И страх перед ним не имеет смысла, потому что стресс - одна из составных частей жизни, а иногда-ее движущая сила.
Поэтому, отбросив ненужные сомнения и тревоги, вооружившись знаниями и определенной долей юмора, вы мужественно пойдете сдавать экзамены.
И, как бы не сложилась ситуация - это всегда ваша победа и ваш шанс.
УЧЕБА В ШКОЛЕ
Очень способный ребенок. Оценки
В классе, где все работают по одной и той же программе, могут оказаться дети, для которых задания окажутся легкими. Единственный выход из создавшегося положения — перевод ребенка в другой класс. Это может оказаться хорошим решением, если ребенка примет коллектив. В противном случае он будет изолирован и одинок. Если это произойдет, то лучше оставить ребенка в своем классе, но просить учителя сделать для него усложненную программу. Можно поручить поработать в библиотеке и сделать доклад. Если ученик будет работать не для отметок, то уважение ребят к нему будет расти.
Что же нужно сделать, чтобы ребенок ходил в школу не за отметками? Главное — не следует делать трагедии из “двойки”, не надо и слишком радоваться “десяткам”. Ваш ребенок ходит в школу не за отметками, а за знаниями. Это и есть цель обучения. Отметки же — не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать.
Когда родители увлекаются оценками чрезмерно, у детей появляется “отметочная психология”, девизом которой становится лозунг: “Десятка” — любым способом, любой ценой!”. Дети начинают выпрашивать отметки, списывают, зубрят, подгоняют ответ и т. д. и очень огорчаются, когда получают “двойки” и “тройки”.
“Два” и “три” — явления, знакомые практически всем родителям. Как же себя вести в подобной ситуации? Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Тогда надо спросить доброжелательно: “Ты будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?”. Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны.
Может быть, ребенок плохо усвоил материал? Тогда стоит дополнительно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Часто родители оказываются плохими педагогами, так как близко принимают к сердцу как успехи, так и непонимание ребенком материала. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Поэтому прекратите сразу свои занятия, если они не приносят успеха. Попросите учителя дополнительно позаниматься с ребенком, но сами никогда не идите по “легкому” пути (выполнение за ребенка
домашнего задания).
Если же “двойки” и “единицы” поставлены за неряшливость и “грязь” в тетради, родителям достаточно выразить свое огорчение и выразить надежду, что ребенок будет писать аккуратнее.
Никаких дополнительных наказаний применять не следует, так как даже если дети и не подают вида, они расстроены. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!
Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка следует ободрить, а за плохие оценки не ругать. Если же учитель не понял ответ ученика, то лучше всего сказать ребенку, что вы поговорите с преподавателем и узнаете, почему так случилось. В дальнейшем не стоит вспоминать об этом случае.
Учитель не должен обсуждаться, так как ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Психологи утверждают, что именно сомнения в действиях учителя вызывают у многих детей охлаждение к школе.
Плохая успеваемость из-за беспокойства
Ребенку хорошо учиться могут помешать семейные неприятности и различные беспокойства. Он может страдать от ревности к младшему члену семьи и поэтому отвлекаться от занятий. Он может быть расстроен болезнью близких людей или угрозой родителей уехать. Он может бояться хулигана или собаки, учительницы, отвечать урок перед всем классом. Все это парализует способность соображать не только у 6-летнего ученика, но и у 13-летнего подростка.
Ребенок, которого дома постоянно ругают и наказывают, может дойти до крайней степени беспокойства и вследствие этого ничего не удерживать в памяти. Также он может стать ленивым. Он будет бояться что-либо сделать, так как уверен, что потерпит неудачу. Или станет излишне суетлив, что тоже мешает обучению.
Какова бы ни была причина неуспеваемости, нужно объединить усилия и помочь ребенку раскрыть его хорошие качества, постепенно втягивая его в коллектив. Для этого необходимо наладить контакт с ребенком, поговорить с ним о том, что его беспокоит. Позже помочь справляться с домашним заданием, хвалить даже за малейшие успехи, уверить ребенка в том, что вы всегда будете его любить и в разумных пределах помогать ему.
Домашнее задание и его выполнение
Родители, предоставляющие детям сразу полную самостоятельность в выполнении домашнего задания, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают детей. В первом случае дети могут обидеться на равнодушие близких, во втором формируется безответственность, уверенность в том, что уроки всегда будут сделаны. Правильнее будет наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, уточнение распорядка дня, определение последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка домашнюю работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит.
Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же никогда не приносят успеха. Если ребенок будет переписывать работу по десять раз, его желание учиться пропадет, и в следующий раз он будет хитрить, стараться делать задания тогда, когда родители заняты. Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное — продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.
Конкретная же помощь ребенку в выполнении домашнего задания заключается в следующем. Проверьте, хорошо ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться слева или спереди, чтобы тень не падала на тетрадь. На столе не должно быть лишних предметов. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий, но еще не перевозбудиться от игр с друзьями.
Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Это неправильно. Для 7—8-летнего школьника время работы не должно превышать 15-30 минут, к 13 годам — 30-40 минут. После этого времени стоит сделать 5-10-минутный перерыв. Лучше, если ребенок займется физическими упражнениями.
Не переутомляйте ребенка долгим сидением за домашним заданием. Он уже отсидел в школе 4-6 уроков по 40-45 минут, его работоспособность снизилась, поэтому дома он должен больше отдыхать. Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься.
Полезно, когда ребенок спит после обеда — в этом случае пусть он садится за уроки попозже. Дети, которые занимаются во вторую смену, должны делать домашнее задание утром. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий. Не переделывайте классную работу, можно просто исправить ошибки. Переписывание уже сделанного для ребенка — скучнейшее дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
От родителей школьников требуется приучить дочь или сына вовремя садиться за уроки, а также напоминать, что пора сделать перерыв. Следите, чтобы ребенок не отвлекался, не начинал вдруг рисовать на подвернувшейся бумажке. Ребенок должен привыкнуть не отвлекаться. Вернуть внимание можно жестом, кивком головы, напоминанием: “Пиши, пиши”. Нотация, раздражение не помогут, а только отвлекут от работы. Если ребенок не понял задачи, которую объясняли в школе, повторите объяснение дома. Но ни в коем случае не производите за него вычисления, не решайте домашнее задание. Если вы нашли ошибки, весело скажите, что работу он сделал хорошо, вот только допустил две ошибки. Пусть найдет их сам. Даже маленькие дети умеют делать проверку, но не пользуются этим умением. Так что о самопроверке вам придется напоминать постоянно. Никогда не ругайте ребенка за “грязь”. Самоисправления — первая форма самоконтроля. Поощрите такую работу. Постепенно степень контроля должна снижаться. Контролируйте только тогда, когда ребенок садится за уроки. Потом подойдите к нему несколько раз, постойте минуту-другую, отойдите. Когда ребенок научится все делать самостоятельно, вам он будет показывать только результат.
УЧИТЕСЬ ПОНИМАТЬ И ПРОЩАТЬ
Отрицательные эмоции и чувства нередко вызывают у нас слова или поступки других людей. Как избавляться от этих чувств?
Часто мы говорим, что простили другого человека. На самом деле в глубине души что-то остаётся. Это затаённая обида. Вот она-то и может вызывать различные болезненные состояния. Как же освободиться от этих затаённых обид? На первый взгляд всё очень просто. Выбросить их из головы и всё. На самом же деле всё гораздо сложнее. Необходимо понять душевное и физическое состояние человека, который вольно или невольно нанёс вам обиду' Возможно, когда он произносил обидные для вас слова, не он произносил их, а его болезнь. Нередко слышим: «желчный человек». А что это значит? Это значит, что у человека больная печень. Или желчный пузырь. И как раз из-за этого в кровь попадает желчь. И человек злится не потому, что по природе злой, а оттого, что больной - желчь в крови «говорит».
Разумеется, каждый человек, в том числе и не очень здоровый, должен стараться контролировать свои эмоции, властвовать собой. Но очень важно и понимать тех людей, с которыми ты общаешься, И тогда будет легче прощать их.
И произойдёт чудо: тебе станет легче общаться с миром. Меньше будет конфликтных и негативных ситуаций, которые разрушительно действуют на организм.
УСТАЛИ? РАССЛАБЬТЕСЬ!
Есть простой способ расслабиться и хорошо отдохнуть, придя домой из школы. Займёт это всего несколько минут. Если эту паузу ты делаешь днём, окна лучше занавесить, Если вечером, следует приглушить освещение.
1. Ляг на спину на коврик или на жёсткую кушетку. Под голову положи маленькую подушечку. Руки вытянуты вдоль тела, раскрытые ладони обращены вверх. Ноги ступней оттянуты Закрой глаза и полностью расслабься. Дыши ровно и спокойно. Оставайся в этом положении несколько минут, стараясь ни о чём не думать.
2. Продолжая лежать, на вдохе приподними пятку правой ноги на несколько сантиметров вверх. Нога прямая. Подержи ей в воздухе несколько секунд и на выдохе медленно опусти. Повтори это пять раз правой ногой и пять раз - левой. Когда ты поднимаешь слегка ступню и вдыхаешь, твои мышцы напрягаются. Когда опускаешь и выдыхаешь - расслабляются. Ты должен чувствовать это напряжение и расслабление,
3. Находясь все в том же положении, очень сильно на вдохе сожми левую руку в кулак, подержи его несколько секунд и с выдохом разожми. Повтори это упражнение по пять раз для левой и правой руки. Затем пять раз сжимай в кулаки одновременно и правую, и левую руки. Концентрируйся на своих кулаках и этом ощущении: при сжатии мускулы напрягаются, при разжатии - расслабляются.
4. Не двигаясь, представь себе, что твоё тело всё больше и больше тяжелеет и как бы вжимается в землю. Повторяй про себя фразу: «Моё тело очень, очень тяжёлое…». Старайся при этом как можно более расслабиться.
5. Спустя несколько минут открой глаза и нерезким движением встань.
Никогда не отчаивайся!
Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы – настроение из-за этого неважное, подавленное, порой отчаянное, а то и безнадёжное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать?
Главное; не зацикливайся на своих неприятностях!
Вспоминай о том хорошем, что уже подарила тебе жизнь. А ещё лучше возьми листок бумаги и составь список тех счастливых событий, которыми уже одарила тебя жизнь. Поблагодари её за это. Жизнь любит благодарных.
Теперь с новыми силами берись за решение сегодняшних проблем. И верь, что жизнь ещё одарит тебя своими радостями. Главное - верить в это.
Один замечательный русский писатель сказал замечательные слова: «Никогда не отчаивайся!».
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СТАРШЕКЛАССНИКА
Современные школьники часто перегружены, и рабочий день у них бывает длиннее, чем у взрослых. Учебная программа рассчитана на формирование самостоятельного мышления, носит развивающий характер. Также ребята получают большое количество информации из телевизионных передач, через журналы, видеоматериал. Это помогает и мешает учебе одновременно.
У многих школьников с раннего детства формируется привычка выполнять домашнее задание нерегулярно, отрывочно. Ведь остальное можно списать! Но материал остается непонятым, не вырабатывается усидчивость, системность, в старших классах это мешает сосредоточиться даже тогда, когда появляется осознанное желание сделать домашнее задание от начала и до конца.
Среди подростков считается, что если готовить все уроки — просидишь до ночи. Это не так. Хотя многие действительно сидят за уроками до позднего вечера. Но часто эти занятия неорганизованны, что вызвано переутомлением, недосыпанием, пробелами в знаниях, непонятым в классе материалом.
Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным. Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до 12 и с16 до 18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости. После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов или, если ребенок учится во вторую смену, в 9 часов. Необходимо подготовить рабочее место и отключить на время выполнения работы телевизор, радио и
магнитофон, поскольку они отвлекают, не дают сосредоточиться. Также не дает сосредоточиться поиск линейки, тетради, карандаша. Уходят, убегают драгоценные минуты.
Ребята должны больше гулять. Не 40-50 минут, а хотя бы часа полтора-два. Лучше сократить время на просмотр телепередач, на чтение детективов. Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически.
Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом. Если же подростку кажется, что он перезагружен, пусть он сядет и напишет план работы, свой режим на день. Он заметит, сколько тратит времени зря, и постарается использовать его лучше. При хорошей организации на подготовку домашнего задания достаточно 2,5-3,5 часа.
Убедиться в том, что это именно так, несложно. Попробуйте!
МЕТОД БЫСТРОГО СНЯТИЯ СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха», «Лимон», «Воздушный шар» и др.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.