Система работы учреждения образования по реализации
«Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви»
Воспитание, формирование мировоззрения людей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют средства массовой информации, а также система ценностей, которая существует в обществе, детско-подростковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде в настоящее время под влиянием указанных и других факторов происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ богатства, физической силы, получение удовольствия здесь и сейчас и любыми средствами. Причины многих бед, нестроений в жизни обучающихся, а также их родителей, заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, определить нравственные ценности жизни.
А для белорусов всё-таки главными всегда были общечеловеческие ценности, такие, как добро, сострадание, милосердие, взаимопомощь, семья...
Перед учреждением образования стоит задача сохранить исторически сложившиеся особенности национального характера белорусского народа. И, поскольку, славянский менталитет основан на более эмоциональном восприятии, чем на рациональном, он подвержен воздействию именно через эмоционально-чувственную сферу и, в частности, через сотрудничество с Белорусской православной церковью.
В связи с этим, в учреждении образования проводится работа по объединению усилий ГУО «Средняя школа №3 г.Поставы», храма Николая Чудотворца и общественной организации «Белорусское казачество» Поставский казачий отдел. Это необходимо для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении.
В учреждении образования разработаны и утверждены программа и план сотрудничества ГУО «Средняя школа №3 г.Поставы» и Белорусской православной церкви.
Во взаимодействии соблюдается принцип добровольного для педагогов и заявительного для учащихся и их родителей характера их участия, в мероприятиях, проводимых учреждением образования со структурами Белорусской Православной Церкви.
Основными направлениями взаимодействия являются:
- ознакомление обучающихся с духовно-нравственным наследием Православной Церкви;
- милосердие и благотворительная деятельность;
- ознакомление обучающихся с историческим и культурным наследием, забота о сохранении памятников истории и культуры;
- забота о захоронениях родных и близких, павших воинов;
- организация досуга и оздоровления детей и подростков; поддержка семьи, материнства и детства;
- деятельность по охране окружающей среды;
- профилактика правонарушений, девиантного поведения обучающихся;
- работа с неблагополучными семьями обучающихся;
- формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;
- преодоление деструктивного влияния на обучающихся псевдорелигиозных организаций и неокультов.
В рамках данной программы в учреждении организована работа факультативного занятия «Основы православной культуры» в 5-х классах, где огромное внимание уделяется теме семьи. На примере историй о рождестве Богородицы, рождестве Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, их младенчестве и отрочестве учащийся получает представление о благочестивой семье и благословенном роде. Также идёт знакомство учащихся с евангельским учением о земной жизни Богородицы и её благочестивого рода, её иконописным изображением. На проведение факультативных занятий в соответствии с учебным планом предусматривается 35 учебных часов (по одному часу в неделю).
Формы проведения факультативных занятий:
- совместные чтения рассказов о святых и подвижниках благочестия белорусского народа;
- беседы;
- экскурсии и историко-краеведческие поездки по святым местам;
- практические занятия (в частности, участие в делах милосердия).
Для чтения обучающимся предлагаются тексты Библии, житий святых, притч, сказок, произведений классической литературы и современных авторов. В учреждении собрана богатая библиотека православной литературы.
В период летних каникул работает дневной пришкольный православный лагерь «Родник». Работа ведётся по тематическим неделям:
- «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»;
- «Доброта спасёт мир»;
- «Красота родной природы».
Начальником лагеря и педагогом факультативного занятия является учитель учреждения образования, отличающийся соблюдением основ православной культуры и обладающий нравственными качествами. Педагог основ православной культуры даёт ребёнку необходимый минимум знаний в духовной области, чтобы возжечь в его сердце искорку желания добродетельной жизни, духовного совершенствования, и делает всё возможное, чтобы помочь ему на этом пути. Не обучение, а нравственное улучшение - вот истинная цель духовно-нравственного воспитания.
Ежегодно проводится декада духовно-нравственного воспитания, которая имеет большое значение для воспитания обучающихся на основе православных традиций. Правильному поведению надо учиться. Надо учиться жить, как заповедовал Бог: источник жизни, любви, всякого блага. Все мероприятия были направлены на то, как жить по заповедям Божьим. Чтобы изменилась жизнь на нашей планете, надо многое менять: поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и окружающему миру. Нравственность неотделима от понимания Бога и Его помысла о человеке и его назначении.
Встречи со священником, классные и информационные часы на темы «По страницам православного календаря», «Масленица», «Святки», «Рождество Христово», «Покрова Пресвятой Богородицы. День Матери», «Пасха», «Умей прощать», «Доброта внутри нас» помогают обучающимся узнать о праздниках и традициях христиан. Они направлены на приобщение детей к многовековым, проверенным опытом не одного поколения христиан, православным традициям самовоспитания человека, его происхождения, состава, предназначения духовной и физической жизни.
В рамках декады очень эффективными были инсценировки библейских сюжетов «Рождение Света», просмотр и обсуждение мультфильма «Рождество Христово», фильма «Божественное рождение», конкурс стихов «Мой мир».
Приобщение детей к красоте - одна из важнейших задач православной школы. Развитие чувства красоты и удовлетворения, прирождённой сердцу потребности высокого и прекрасного, начинается созерцанием, изучением и усвоением Божественной веры. Конкурсы рисунков «Красота Божьего мира», «Как прекрасен этот мир» были направлены именно на это.
С целью воспитания милосердия и сострадания у обучающихся были организованы визиты дружбы с вручением подарков к воспитанникам Детского социального приюта.
Работа проводится и с родителями обучающихся: родительское собрание «Нравственное воспитание детей в семье как основном социальном институте», индивидуальное консультирование родителей, чьи дети имеют проблемы с поведением, приглашение родителей на все общешкольные мероприятия по данной тематике и т.д.
В учреждении сложилась система методической работы по формированию компетенции педагогов в области духовно-нравственного воспитания: методическое объединение классных руководителей на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников», педсовет на тему «Нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося».
Все мероприятия, проведённые во время декады, учат детей добру, целомудрию, чести, настоящей любви, терпению, смирению и всем добродетелям, которые так нужны подрастающему поколению. Необходимо прилагать большие усилия, чтобы они стали частью личности обучающегося, созидать из себя с Божьей помощью настоящего Человека.
Знания, которые получают обучающиеся, помогут им не прожечь и бездарно провести полученную от Бога жизнь, а приумножить талант от рождения во много раз, стать нужным Богу и людям.
При изучении основ православной культуры необходимо учитывать то, что мы живём в одном государстве с представителями разных национальностей и вероисповеданий, учимся и работаем с ними в одних и тех учреждениях, встречаемся в общественных местах, в творческих коллективах. Религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни.
Крюк Татьяна Филипповна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа №3 г.Поставы» Витебской области